[an error occurred while processing this directive] ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ-Пастырство. Окормление мирян.
[an error occurred while processing this directive]
 

 

Ц Е Р К О В Н А Я
Ж И З Н Ь
 







Со всеми замечаниями обращайтесь
church-life@yandex.ru



Доклад.Семья - малая церковь



Дорогие братья и сестры!



Думается, что сегодня мало найдется людей опровергающих влияние религии государствообразующего народа на созидание и жизнь государства. Для России таким народом является русский народ и религией – Православие. Поэтому рассматривая вопрос взаимоотношений и взаимовлияний семьи и государства у нас, необходимо точно определить, чем является семья в Русском государстве.

В советское время любили называть семью «ячейкой общества». Сравнение хотя и грубое, но достаточно хорошо определяющее значение семьи для советского государства. Думается, что для текущего и последующих периодов России правильным будет определить семью как малую Церковь. Конечно, это определение подходит только для семей, где хотя бы один из супругов православный. Но таких семей не менее 80%. Следовательно, так определив и изучив семью, мы найдем идеальный вариант для большинства наших сограждан. По крайней мере, автор в своем докладе будет ориентироваться только на таких россиян.

В православном символе веры мы исповедуем Церковь как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую». Основным законом православных христиан является закон любви. Целью земной жизни – обретение святости, уподобление Христу, единение с Богом. В докладе автор постарается показать, что все вышеперечисленное обязано присутствовать и в православной семье.

Апостол Павел определяет Церковь как живой организм, в котором все члены активно и с любовью относятся друг к другу. Цитируем: « И Он (Бог) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, до тех пор пока все ни придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, чтобы мы не были больше младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возрастали в Того, который есть глава, Христос, из Которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимноскрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4,11-16).

Любовь есть наивысшая заповедь Евангелия. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 7-8). «Заповедь новую даю вам,- говорит Господь,- да любите друг друга <…>. Потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34,35). «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4,20-21).

Семья есть один из наилучших путей приобретения любви. Она и зарождается из взаимной симпатии будущих супругов. Любовь растет по мере совместного преодоления встречающихся трудностей жизни. Любовь достигает совершенства, когда каждый из членов семьи готов пожертвовать собой даже до смерти ради другого. Скорби и радости совместной жизни – рождение ребенка, например, или даже смерть его – лишь укрепляют взаимную любовь супругов. Производной от такой любви является любовь родителей к детям и детей к родителям.

Выше мы говорили о свойствах Церкви. Сейчас покажем как они реализуются в семье.

1. Единство. Свойство единства подразумевает одного мужа и одну жену, причем лиц разного пола, как взаимодополняющих друг друга. Никакая «шведская», тем более гомосексуалистская семья недопустима. Они не созидают нечто принципиально новое, в отличие от православной семьи. Последняя являет собой настолько спаянное единство, что ее не могут разрушить никакие житейские бури. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2,24). Нет большего единства на земле как взаимная любовь супругов. Она охватывает все пласты человеческой природы: духовную, душевную и телесную. А с другом, например, могут быть духовные, душевные и деловые отношения, с «партнером по сексу» - только телесные. Причем это единство не нарушает иерархии: муж остается главой семьи, как Христос – глава Церкви, и он несет ответственность за все, что совершается в семье. Никакое самое благородное, «святое», а тем более душевное, творческое занятие мужа не может преобладать в его сердце перед семейным долгом. Этот долг состоит в том, чтобы ограждать свою семью от невзгод мира. Другая, не менее важная обязанность мужа – следить за церковной жизнью семьи. Потому он не может быть безразличен к порокам и страстям жены или детей, но предпринимать все меры, чтобы помочь им избавиться от них. Муж – церковный лидер, он первым идет в храм, и уже за ним – жена и дети. «Отец рождает детей и по плоти, и духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь Сам, или через старца, открывает путь каждого из детей к Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы дети шли этим путем. Отец знает уникальность каждого из детей. <…> Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец – господин для своих близких. Отец – это и слуга для своих близких. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы» .

2. Святость. Православный брак подразумевает не только продление человеческого рода и помощь друг другу в земном пласте жизни. В первую очередь он создается для помощи в деле спасения в вечности. Святость как норма жизни заповедана всем христианам. «Будьте святы, ибо Я свят»,- говорит Господь (Лев. 11,44). Святость подразумевает стяжание членами семьи божественных добродетелей: смирения, послушания, терпения, воздержания и прочих. И начинается этот подвиг с добродетели послушания. Супруги должны оказывать послушание друг другу, дети – родителям, более старшим своим братьям и сестрам. Первой должна стать на этот путь жена. «Жены повинуйтесь своим мужьям как Господу» (Ефес. 5,22). «Также и вы, жены, повинуйтесь мужьям своим, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3,1-4). Муж чувствует послушание жены и через это становится гораздо более внимательным к ее просьбам и советам. Если же послушания нет, то каждый из супругов напрасно истощает себя в борьбе за первенство, брак становится пустым и бесплодным. Повиновение жены имеет отчасти и искупительный характер, ибо Ева подтолкнула Адама к вкушению запретного плода. Но ей же дано участвовать в зарождении и воспитании нового человека более чем мужу. Она после зачатия девять месяцев носит в себе, выпестывает его еще в материнской утробе, готовит к земной жизни, научает любить. Она становится сотворцом нового человека. Поэтому Священное Писание говорит, что жена «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2,15). Если женщина думает найти себя в бизнесе, или творчестве, или еще в каком-либо аналогичном делании, то она жестоко ошибается. Эти временные занятия ничто в глазах Бога по сравнению с участием в сотворчестве нового человека. Такая женщина обрекает себя на безрадостность и одиночество. Она цветет как бесплодная смоковница, не давая плода. Статус женщины-матери в семейном организме гораздо выше любого другого. Он возводит ее на Божественную высоту, делает ее сотворцом Бога.

3. Соборность. Принцип соборности подразумевает принятие и исполнение решений сообща, каждым в свою меру возраста и способностей. И хотя ответственность, в конечном счете, остается за мужем, мнение жены, старших детей и нужды младших обязательно учитываются. Муж – глава семьи, но не самодур-деспот. «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее <…> Так должны мужья любить своих жен как свои тела; любящий свою жену любит самого себя» (Ефес. 5,25,28).

4. Апостольство. Это свойство Церкви Христовой сейчас практически разрушено, в то время как оно существовала в русской, особенно деревенской, семье столетиями; когда в одном доме жили люди трех, четырех, а то и пяти поколений, и старшим был самый пожилой человек самого старшего поколения. В такой ситуации передача предания образа бытия шла естественно. Люди рождались, воспитывались и жили в нем десятками лет. И всегда был главный, который хранил и передавал это предание новым поколением.

Семья, по подобию Церкви, несет и социальное служение. Она питает голодных, утешает несчастных, заботится о больных, всех согревает своей любовью - лаской, вниманием, ободрением. Она излучает свет и тепло Христовой любви, как некогда завещал праведный Алексей Мечев: «Будьте для всех солнышками.., каждого гостя принимайте, как посланного от Господа. <…> Забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, кто ищет у вас помощи, утешения и ободрения» .

Итак, поведем итоги. Христианская, православная семья являет собой малую Церковь. Ей присущи все свойства большой Церкви как Тела Христова, как живого созидательного организма. И если мы хотим восстановить величие, красоту и крепость нашего государства, мы должны в своей семейной жизни стремиться к реализации такого образца семьи, такого семейного уклада, таких друг к другу отношений.

Благодарю за оказанное внимание.

Священник Виктор Никитин



Комментарии

[an error occurred while processing this directive] Раба Божия Т.      80%, как сказано, в России семей православных, а каждый второй брак распадается, и сколько вступают во второй, третий и т.д. Как все это далеко от православия!.. В теоретическом плане статья замечательная, в части "святость" семьи есть хорошая привязка ко времени (почему жена должна слушаться мужа, со ссылкой на Библию, и преимущество жены и матери перед бизнес-леди), в целом же показалась мне суховатой и отстраненной. Наше время разрушительно действует на семью, хотя, казалось бы, должно быть наоборот - семья должна стать убежищем, но главное - прочной защитой от воздействия бурь внешнего мира, противостоянием ему, а не то чтобы закрыться в семье как в коконе... Впрочем, я по природе человек не семейный, опыта не имею (разве что родителей), так что сама могу только теоретизировать... Хорошо бы отклик семейного человека получить

Родственные сайты: