[an error occurred while processing this directive] ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ-На злобу дня
[an error occurred while processing this directive]
 

 

Ц Е Р К О В Н А Я
Ж И З Н Ь
 







Со всеми замечаниями обращайтесь
church-life@yandex.ru

Что же с нами стало?

ПРОПОВЕДЬ НА ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


     «Опять беснуется Иродиада, опять ищет главы Иоанна».
    Опять беснуется наша Россия, опять утопает в грехах. И где найти силы, чтобы противостать тому потоку злобы, ненависти, блуда и всяких разных непотребств, которые сейчас льются на нас? Кто сможет остановить это? Кто сможет дать нам силы жить праведно в таком страшном мире? Страшные грехи творятся ныне: блуд, прелюбодейство, убийства, жажда наживы, сребролюбие, и все это воспринимается как норма. И это самое страшное. То, что совсем недавно, еще двадцать лет назад было недопустимым в атеистической стране, то в демократическом свободном обществе стало называться добродетелью. Грех перестал быть грехом, грех стал для нас естественным явлением нашей жизни, а добродетель стала непонятна. Если уже люди, облеченные священным саном, утопают в грехах, утопают в богатстве, делают то, что недостойно этого сана священного, то люди, которые живут в миру, они вообще потеряли понимание того, что такое грех, и что такое добродетель. В ранней Церкви один брат спрашивает Нифонта Цареградского, преподобного отца: «Авва, как сейчас умножились святые у Бога, будет ли так в конце мира?» На что преподобный Нифонт отвечает: «Как сейчас, так и во всякое время будут у Бога рабы Его. Но только они пойдут путем делания, растворенного смирением, и не будут творить тех знамений и чудес, которые творятся ныне… Служители престолов и настоятели монастырей вовсе не будут знать духовного делания. Сребролюбие и тщеславие будут царствовать тогда, и от этого имя Божие еще больше будет хулиться»1 . Если такие люди в священном сане, то каковы же простые миряне? И каковы же люди, которые только внешне принадлежат Церкви, а ходят в нее только на Пасху, Рождество и на Крещение за святой водой. Что с нами стало? Почему мы пали так низко? Почему нет сейчас таких людей, тех светочей ярких, которые были еще совсем недавно, когда мы могли обращаться к ним со своими недоумениями, когда мы могли решать свои вопросы и когда мы могли надеяться на молитвы этих людей святой жизни? И сейчас, когда оскудела наша земля праведниками, когда они ушли в те места, где нет людей, именно сейчас нам предстоит принять тот удар, который обрушивается на нас.
    А мы призваны совсем к другой жизни. Господь в Священном Писании говорит: «Будьте святы, как свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Это значит, что святость не есть что-то недоступное для нас. Это значит, что святость есть та норма жизни, которой должны жить все люди, причисленные к Церкви. Преподобного Амвросия Оптинского как-то спросили: «Батюшка, можно ли стремиться к совершенству?» «Да, – ответил преподобный, – конечно, можно. К совершенству в смирении». Именно смирение – это риза Божества, одеяние самого Бога - это то, что должно присутствовать постоянно в нашей жизни. Любая добродетель, если она не смазана, не окутана, не объята смирением, она нечиста в очах Божиих.
     И вот теперь, в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи, этого святого, который начал свою проповедь с призыва к покаянию, святого, которого Церковь называет Учителем покаяния, именно в этот день наиболее удобно, наиболее нужно сказать несколько слов о покаянии. Покаяние – это не просто перечисление на исповеди своих грехов; покаяние – это даже не подготовка к исповеди; покаяние – это даже не зрение своего греха. Покаяние – это когда сердце плачет о том, что творится с нами. Покаяние – это такое состояние души человеческой, когда она не может не скорбеть за людей. Это такое состояние человека, когда плач становится неустанным его деланием. Преподобный Силуан Афонский молился так: «Господи, да познают тебя Духом Святым все народы земли!»2 И вот пока есть такие люди, пока есть молитвенники за всю землю, «за всего Адама» , как говорил блаженной памяти почивший архимандрит Софроний (Сахаров), пока есть такие люди – у нас есть надежда на жизнь. Когда уходят эти люди от нас, когда нет тех людей, которые своими молитвами смогли бы продлить жизнь земле, когда нет таких людей в нашей России, тогда она не имеет права на существование.
     Русский народ – народ-богоносец. Но этот народ умудрился сто лет назад отпасть от Христа, умудрился перестать быть верующим народом. Земные ценности начали внушаться ему, и он пошел за этой лукавой обманкой. Он хотел здесь, на земле построить рай без Бога. Но нет рая без Бога даже на Небе. И вот спустя семьдесят лет вавилонского плена рухнуло то, что отделяло нас от Бога. А что же пришло взамен? А взамен пришла свобода. Но свобода не от греха, а свобода для греха. И мы не поняли сразу, что с нами произошло. Мы не поняли, что, оказывается, на нас обрушился поток нечисти. Мы это увидели, когда разные сектанты пришли на нашу землю. Когда всё русское стало принижаться, когда люди – авторитеты советского времени - стали называть русских свиньями. Такое было только в Великую Отечественную войну, когда немцы презрительно относились к нам. И такое повторилось в демократическое время. Мы слышали это от таких людей, которые обладали авторитетом, которые почитались народом. И вот теперь, когда мы живем так, вот теперь, когда всё русское находится в презрении, вот теперь, когда рухнули традиции, вот теперь, когда каждый может жить сам по себе, именно в это время люди церковные должны сказать: «Нет!». «Нет греху в моей жизни!» «Нет греху в нашем братстве!» «Нет греху в нашей семье!» «Нет греху в нашем приходе!» И только тогда, когда мы будем внутренне настроены на то, что грех – это мерзость пред Богом, грех – это то, что отдаляет нас от Бога; грех – это то, что делает нас безумными и безвольными рабами; если только так мы станем жить, если для нас станет звездой всякий человек, который живет по Богу, если для нас станет нормой святая жизнь, если мы будем жить так, как жили наши отцы и деды, наши прадеды, наши предки, наши святые предки, которые сохранили для нас Истинную веру и умножили все то материальное богатство, которым обладает наше Отечество, – вот только тогда мы будем иметь право на продление жизни, только тогда мы сможем именоваться богоизбранным народом. Если же этого не будет, то осталось нам жить совсем недолго.
    Посмотрите, что творится вокруг, посмотрите, к чему нас призывают, посмотрите, что стало практически нормой. Маленьким младенцам хотят вживлять микрочипы в мозг. Для чего? Для того, чтобы они не стали людьми; для того, чтобы с детского возраста ими можно было управлять. Для того, чтобы человек дар свободы, который ему дан от Бога, не смог использовать для стяжания Божественной любви, для служения людям.
    Каждый замыкается в свою коробку, и в этой коробке ему комфортно жить. А мы совсем забыли, что жизнь в Церкви – это жизнь соборная, что грех каждого человека тяжким бременем ложится на ближнего, ложится бременем на Церковь. И тогда Церковь, уже приниженная к земле, начинает и думать поземному, и решать земные проблемы. Мы стали жить в материальной плоскости. Мы забыли о том, что перед нами всегда стоит дилемма: Хлеб или Крест, материальные блага или блага духовные, жизнь с Богом или жизнь без Бога, то есть жизнь в аду, мертвая жизнь.
     И вот, братья и сестры, в такой день, в день, когда усекли голову такому человеку, который был «большим из рожденных женами» (Мф. 11:11) на земле, именно в такой день подумаем о нашей душе, подумаем о том, как нам спастись, подумаем о том, что мы можем сделать для окружающих нас. И тогда, возможно тогда Господь помилует нас, помилует наших детей и даст нам право на то, чтобы жить в святой стране, чтобы быть светом для мира. И тогда мы будем благодарить Бога за то, что Он сотворил с нами такую милость и дал нам жить еще свято и быть примером для тех, кто хочет еще жить на земле.
    Аминь.


     свящ. Виктор Никитин

Примечания:
1. См. Из жизни святаго Нифонта Цареградского. Вопрос 4. // Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. С-Пб., 1905
2. Иером. Софроний Сахаров. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. Минск, 2005. С. 275.

Родственные сайты: